Два последних года в Подмосковье вводится по 7 млн квадратных метров сверкающего нового жилья, куда переезжают счастливые многодетные семьи. Это то, что мы видим в отчетах и по телевизору.
В реальной жизни на новых домах обваливаются фасады, а люди поколениями не могут выехать из бараков. И сегодня мы разговариваем с Любовью Филипп о том, что на самом деле представляет собой жилой фонд Московской области, и как на его состояние могут влиять сами жители.
- Состояние жилищного фонда в Подмосковье, с моей точки зрения, местами просто плачевное. Одно только аварийное жилье, признанное таковым до января 2015, составляет 210 524,27 кв. м. Это 546 многоквартирных жилых домов, подлежащих сносу или реконструкции в связи их с физическим износом в процессе эксплуатации, а также аварийные дома, представляющие угрозу жизни и здоровью граждан. И вот с процессом расселения дела обстоят особенно плохо.
Анализ реализации региональных программ переселения граждан из аварийного жилья показал, что довольно часто в Подмосковье помещения, которые предоставляются взамен, являются или непригодными для проживания, или расположены в других населенных пунктах и не устраивают переезжающих. При строительстве используются самые дешевые и некачественные материалы, фактически строится «новое аварийное жилье». Так, в городском поселении Богородское Сергиево-Посадского района, в домах, предложенных переселенцам, сразу были трещины, плесень и холодные, шатающиеся стены. А бывает такое, что граждан, даже тех, кто является собственниками жилых помещений, расселяют в новые коммуналки. И это несмотря на публичные заявления губернатора Московской области о необходимости переселения жителей аварийных домов в отдельное благоустроенное жильё.
Такая практика имеет место в д. Дровнино Можайского района, с. Мещерское Чеховского района и Муханово Сергиево-Посадского района, в г.о. Озёры, городах Щелково, Зарайск, Коломна, Шаховская, Кашира, Куровское, Клин и других.
А в случае, если люди не согласны с теми условиями, что им предлагают, или отказываются от выселения, в старых домах отключают электричество, водоснабжение и газ, а жителей выселяют принудительно в судебном порядке по искам местной администрации.
И по всем этим фактам Общероссийский народный фронт в начале текущего года внес общественные рекомендации в адрес Правительства Московской области о необходимости разработать, утвердить и предложить к применению в муниципальных образованиях региона типовые проекты домов для переселенцев, которые прошли сертификацию и обязательную публичную экспертизу с участием общественности.
Есть еще одна проблема. В области по-прежнему велико количество домов, имеющих все признаки аварийного, но не признанных таковыми.
Расселения такого жилья практически не происходит. Зато на основании договоров о развитии застроенных территорий почему-то расселяются добротные кирпичные жилые дома 1950-х годов, относящиеся к так называемой «сталинской постройке», с толщиной стен 80 см, с железобетонными перекрытиями, с бомбоубежищами в подвалах, физический износ которых, по данным БТИ, составляет 32-34%.
Дело в том, что в соответствии со сложившейся практикой, решения о развитии застроенных территорий принимаются на основании принятых Советами депутатов муниципальных адресных программ, в которых эти дома признаются «ветхими». Такие программы были приняты в городах: Жуковском, Королеве, Красногорске, Лобне, Мытищах, Красноармейске, Реутове и Подольском районе. И это при том, что понятие «ветхий жилищный фронд» в действующем законодательстве вообще отсутствует.
Как правило, отнесение добротных, но старых домов к «ветхому жилищному фонду» продиктовано желанием местных властей передать застройщикам самые лакомые земли в исторических центрах городов Подмосковья с коммуникациями и инфраструктурой.
Для форсирования процессов переселения жителей из центра на окраины, дома перестают надлежащим образом обслуживать, земельные участки под ними не формируют и не ставят на кадастровый учёт, придомовые территории не благоустраиваются. Все это приводит к снижению капитализации недвижимости в таких домах.
Эксперты ОНФ считают такую практику незаконной. В связи с чем «фронтовики» рекомендовали органам местного самоуправления отказаться от практики признания жилых домов «ветхими», что не предусмотрено Жилищным кодексом РФ. Кроме того, предлагалось отменить действующие муниципальные программы, согласно которым дома, расположенные в центральной части городов, признаются «ветхими» в целях их ликвидации и дальнейшей застройки коммерческим жильем.
- А Вы встречали в области по-настоящему забытые богом уголки?
- Таких в Подмосковье немало. Забыты они не Богом, а чиновниками всех уровней. И в первую очередь, это касается многочисленных военных городков (по официальным заявлениям, их количество разнится от 400 до 547), некоторые из которые за последние годы превратились в настоящие «города-призраки». Так, например, городки Наро-Фоминск-11 и Серпухов-15 зависли между Московской и Калужской областями, а Сергиев-Посад-15 – между Московской и Владимирской. Они до сих пор не имеют никакого публично-правового статуса. По факту городки есть, а юридически их не существует, они не относятся ни к тому и ни к другому региону и муниципальному образованию.
Большинство военных городков, даже если они и не стали «призраками» в прямом смысле этого слова, имеют серьезнейшие проблемы с передачей жилого фонда, социальных объектов, земли и коммуникаций с баланса Минобороны на баланс муниципалитетов.
Проведя мониторинг, активисты Народного фронта обнаружили в этих военных городках целый комплекс острейших проблем. Жилые дома и объекты инфраструктуры городков требуют капитального ремонта, который никто не собирается проводить. Жилищно-коммунальное хозяйство приходит в упадок, а «военные» управляющие компании только собирают с жителей деньги и ничего не делают. Доступность медицинского и социального обслуживания, учреждений образования находится на крайне низком уровне, а в отдельных случаях – и вовсе отсутствует. Эти проблемы можно перечислять еще долго.
Но главное, что все это приводит к нарушению основополагающих конституционных прав граждан. Десятки тысяч людей лишены элементарных условий для нормального существования. А ведь речь идет о людях, которые обеспечивают защиту и обороноспособность нашей страны!
Именно поэтому проблемы военных городков и предложения по их скорейшему решению вошли в перечень общественных рекомендаций, которые ОНФ направил губернатору Московской области. А не так давно мы вместе с депутатом Государственной Думы Татьяной Москальковой размышляли о том, как решить многочисленные проблемы военных городков на радиостанции «Наше Подмосковье» в передаче «Двое против ветра».
- Люди привыкли к разбитым дорогам и горам мусора главным образом потому, что местные власти всегда находят массу отговорок: "Это не наша компетенция, это федералы, это частники, это военные должны делать..." А на самом деле: кто за что отвечает? И можно ли навести порядок, не обращаясь сразу к Президенту?
- Да, на самом деле полномочия местных властей очень широки. Их перечень определен Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ним в России существует двухуровневая система местного самоуправления: это муниципальные районы с входящими в них сельскими и городскими поселениями. А также городские округа, в составе которых поселения не образуются. Закон при этом описывает полномочия органов местного самоуправления на каждом уровне. В них входит самый широкий круг вопросов.
Например, к вопросам местного значения поселений отнесены вопросы от формирования бюджетов до организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, содержания дорог местного значения, благоустройства и озеленения, использования и охраны городских лесов и зеленых зон, расположенных в границах населенных пунктов, организация ритуальных услуг и мест захоронения. К ведению муниципальных районов и городских округов также относятся вопросы образования и медицинского обслуживания населения.
Важными полномочиями органов местного самоуправления является утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, изменение видов разрешенного использования земельных участков и другие вопросы осуществления градостроительной деятельности.
Кроме того, органы местного самоуправления наделены и контрольными полномочиями, которые зачастую почти никак не используются. Это и муниципальный земельный контроль, и лесной, и контроль за дорогами местного значения, контроль в жилищных вопросах.
Понимаю, что зачастую жители могут запутаться во всех этих полномочиях и администрациях на разных уровнях. Тем не менее четкое знание зоны ответственности тех или иных властей позволяет более успешно добиваться решения волнующих жителей проблем.
Однако необходимо подчеркнуть, что в последнее время в Московской области произошло существенное перераспределение полномочий. Большинство полномочий сельских поселений были переданы на уровень муниципальных районов. А в настоящее время продолжается процесс передачи полномочий администрациям районов от городских поселений.
Кроме того, почти все полномочия в сфере градостроительства, за исключением организации проведения публичных слушаний, были переданы на уровень Правительства Московской области, где был создан т.н. Градостроительный совет, состоящий из чиновников и работающий в абсолютно закрытом от жителей режиме. Аналогичным образом на уровень Московской области переданы многие полномочия в сфере образования и медицинского обслуживания.
С одной стороны, определенная централизация и выстраивание вертикали власти в Московской области были необходимы. С другой – зачастую мы наблюдаем процесс фактически «принудительной» передачи этих полномочий с уровня поселений на уровень районов, а с уровня районов – на уровень Московской области, что далеко не всегда идет на пользу и способствует эффективной работе властей.
Кроме того, в Московской области наметилась крайне негативная тенденция преобразования муниципальных районов с сельскими территориями в городские округа, а также отмены выборности глав органов местного самоуправления. Причем все эти изменения происходят вообще без какого-либо учета мнения населения, не проводятся ни публичные слушания, ни местные референдумы – жителей вообще никак не спрашивают, в каком муниципальном образовании они хотят жить и хотят ли избирать муниципальную власть, их просто ставят перед фактом.
По сути, данные реформы приводят к излишней централизации власти на уровне региона, еще большей оторванности чиновников от реальных проблем территорий, а также нарушению конституционных прав жителей на местное самоуправление и возможность влиять на формирование власти на местах.
В законе о местном самоуправлении предусмотрены и формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления такие как местный референдум, опрос, сход граждан, участие в публичных слушаниях и территориальное общественное самоуправление.
Жители должны консолидироваться и отстаивать свои права в предусмотренных законом формах самоуправления. Могу сказать, что, например, организация жителями советов многоквартирных домов, ТОСов действительно является серьезным инструментом по решению вопросов местного значения.
- А легко ли это - создать ТОС, ТСЖ, поменять управляющую компанию? Взять управление своим домом в свои руки?
- Очень многое зависит от самих жителей многоквартирных домов, которые по закону наделены множеством прав и обязанностей в части управления жилищным фондом и его благоустройства.
Сегодня Жилищный кодекс РФ требует от собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов управления домом.
Это или непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более тридцати.
Или управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Или управление управляющей организацией.
В случае, если в многоквартирном доме не создано ТСЖ, собственники помещений на общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений. Этот совет призван контролировать работу управляющих организаций. И действие этого органа общественного жилищного контроля во многих домах уже доказало свою эффективность.
Однако создать совет дома или сменить управляющую компанию совсем не просто. Не в каждом доме находятся активные жители, способные провести общее собрание собственников помещений в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Но здесь на помощь жильцам приходит норма Жилищного кодекса РФ, согласно которой, если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений по вопросу избрания в данном доме совета многоквартирного дома.
К сожалению, на практике эти нормы не работают. Местные администрации не только не помогают собственникам создавать институты самоуправления в многоквартирных домах, но и часто просто саботируют эту работу. Их представители, имея в собственности долю муниципального жилья, не приходят на общие собрания жильцов, оспаривают принятые на собраниях решения жителей в судебном порядке. Я знаю эти вопросы не понаслышке, поскольку сама несколько лет являюсь председателем совета дома.
В Московской области до сих пор остается множество домов, где до сих пор не созданы советы домов. Из-за отсутствия надлежащего муниципального жилищного контроля на местах в населенных пунктах региона растет количество проблем в сфере ЖКХ.
В ОНФ часто обращаются жители с жалобами на частые смены ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, подрядных организаций без учета мнения жителей; полную неразбериху в работе расчетно-кассовых организаций – филиалов МосОблЕИРЦ; некачественную работу подрядных организаций, выполняющих работы по техническому содержанию зданий и благоустройству придомовых территорий; коллапс в работе мусоровывозящих компаний в конце 2015 года и сбои в работе новых организаций по вывозу мусора.
Очень наглядный пример – легендарный микрорайон на 15 000 жителей - Щелково-4 г.п. Щелково, про который активисты даже сняли фильм, стараясь привлечь к проблеме внимание. Я много езжу по региону и, на мой взгляд, такой ролик можно снять во многих городах и районах Московской области.
С Любовью Филипп беседовала Татьяна Зайцева