Позиция Медицина Верните детям секции!

ПОДДЕРЖИВАЮ

Верните детям секции!

Кто виноват в том, что дети принимают наркотики? Семья или школа? Это личный выбор или недосмотр государственных структур? Почему «борьба с наркоманией» уже столько лет топчется на месте?  Об этом сегодня мы беседуем с советником руководителя федерального Исполкома ОНФ Любовью Филипп.

- В нашей стране огромное количество наркозависимых людей, и с каждым годом оно только увеличивается. Возможно ли в принципе что-то сделать, чтобы кардинально изменить ситуацию?

- Единого и быстрого рецепта тут быть не может. Напомню, что сегодня в России по неофициальным данным свыше полутора миллиона наркозависимых людей. И, разумеется, это не та цифра и не тот масштаб проблемы, чтобы что-то можно было изменить одномоментно. Кроме того, тут действует очень большое количество разных факторов – от политики до экономики. Ну и - изменились сами дети и подростки. На мой взгляд, сегодня воспитывать детей стало гораздо сложнее, чем в советское время. Поэтому сегодня от родителей требуется не только «обеспечить ребенка всем необходимым» и проводить в школу. Они должны стать профессионалами в плане воспитания. 

- На Ваш взгляд, наркоситуация как-то меняется?

- Во-первых, сегодня мы уже не говорим о том, что наркомания - это в основном городская болезнь. Среди сельской молодежи сегодня и учителя, и сами дети говорят о распространении наркомании. 

Еще одно изменение: у нас любят говорить о том, что проблема наркомании – это, в основном, проблема семей неблагополучных, алкоголиков, с низким достатком. Это не так: на сегодняшний день среди наркоманов есть люди, имеющие невысокий достаток, но есть и из благополучных семей. Высок процент наркомании и у детей из очень обеспеченных семей, из числа «золотой молодежи». Вывод один - наркомания является тем фактором, который касается всех. 

- Но, разумеется, опускать руки нельзя. Вы видите какой-то выход? Как можно хотя бы начать решать проблему?

- Конечно же, первая ответственность на родителях. Ведь нередко они не знают: кто лучший друг их ребенка? В какие компьютерные игры он играет? На каких сайтах сидит? Думаете, если «он к вам не пристает», так это к лучшему? Это к худшему. 

Конечно, все мы вынуждены все больше и больше времени уделять даже не работе, а зарабатыванию денег. Ситуация сейчас такова. Но если вы просто полчаса в день поговорите с ребенком перед сном, не про учебу, а просто про его жизнь, это будет лучшая профилактика наркомании в вашей семье. 

- Говорят, что наркомания – семейная болезнь.

- Да. Одной из главных причин, провоцирующих приобщение ребенка к наркотикам, является скрытое неблагополучие в семье. Это и гиперопека, и наоборот, эмоциональная отверженность ребенка родителями или нежелание «благополучных» родителей вникать в проблемы ребенка. Им проще откупиться от этого знания дорогими подарками или деньгами. Часто причиной является высокая «планка» ожиданий семьи, которую они предъявляют сыну или дочери, а те не могут соответствовать. Также конфликт между родителями, алкоголизм или наркомания в семье, жесткое отношение к подростку или насилие со стороны родителей, разводы — вот далеко не полный перечень семейных проблем.

- Какова тут роль школы? 

- Со школой у нас парадоксальная ситуация. С одной стороны, она стала занимать в жизни ребенка все больше времени. Больше уроков, факультативов, дополнительных, каких-то мероприятий и олимпиад. То есть, у школы есть очень много времени и возможностей заниматься ребенком, его душой и воспитанием. 

И именно у школы за последние несколько лет отобрали все необходимые инструменты! 

Сначала были сокращены психологи и социальные педагоги. Теперь на несколько сотен детей может быть один приходящий психолог-студент психфака. О какой профилактике негативных явлений тут может идти речь?  А надо ведь говорить не только о  профилактике наркомании, но и алкоголизма, игромании, суицидов! Надо учить ребенка быть спокойным, уверенным, уметь говорить «Нет», уметь передать свои чувства, отстаивать свою позицию. А кто этим будет заниматься?

До недавнего времени с задачей профилактики справлялись кружки и секции. Есть очень интересная теория «позитивного большинства». Это когда ребенок попадает в среду с сильными, веселыми, умными, позитивными людьми и сам становимся таким же. Он видит, что такое поведение – норма. У него просто выбора другого нет. И большую роль здесь играла фигура тренера или руководителя секции, который мог указать ребенку на его сильные стороны, поддержать, показать пример. Просто поговорить на равных.  

Но теперь все стало платным. Если раньше, еще пару лет назад ребенок при желании мог не вылезать из дополнительных занятий, и у него не было ни времени, ни желания заниматься чем-то противоправным или вредным, то теперь у его родителей лимит – на футбольную секцию денег хватит, а вот рисованием или моделированием самолетов придется пожертвовать. А еще вернее – пожертвовать и тем, и другим ради дополнительного английского.

И родители двоих детей тут оказываются в самой уязвимой ситуации. У них возможности еще скуднее. 

А ведь ребенок, у которого все хорошо дома и в школе, которому есть, куда пойти после уроков, - ему наркотики не нужны. Вы ему предложите, он не возьмет. А вот если дома на него кричат и в школе кричат, а после уроков он идет не в секцию, а на улицу, к таким же заброшенным и одиноким детям, как он, вот тут и начнется сначала пиво, а потом, очень быстро, и что-то похуже. 

- Какова, в таком случае, в профилактике роль государства?

- По идее, она должна быть главенствующей. Но мы ее не видим вообще. До сих пор неизвестно, какое ведомство должно заниматься профилактикой – педагоги или медики? Соответственно, нет и самой профилактики, и даже ее идеи. 

А тут ведь ничего сверхъестественного не надо. Развивайте дворовый спорт. Не закрывайте бездумно библиотеки, пока не готовы предложить что-то взамен. Верните в школы бесплатные кружки. Обеспечьте школьников психологами. И тогда мы не будем знать ни проблемы наркомании, ни подростковых абортов, ни суицидов.

 

 

 

 

 

27.06.2016 [18:37:06]